колесо Опубликовано: 21 января 2005 Жалоба Опубликовано: 21 января 2005 Это были машины повышенной проходимости, они не боялись ни песка, ни снега, смело вступали в поединок с раскисшими грунтовыми дорогами... В суровые годы Великой Отечественной автомобили-солдаты возили бойцов и снаряды, буксировали орудия и служили базой для легендарных катюш. История появления студебеккеров на свет довольно любопытна. В предвоенные годы попытки как-то стандартизировать многомарочный автомобильный парк американской армии не принесли заметных успехов. И только уже в разгар второй мировой войны, в 1940 году, были определены основные классы машин 2,5-тонные, трехосные, со всеми ведущими колесами. Производство же их из-за различных бюрократических проволочек развернули лишь спустя год. Для военно-морских сил и корпуса морской пехоты автомобили такого типа стала строить фирма Интернэшнл Харверстер. А самый крупный заказ оснащение сухопутных войск достался корпорации Дженерал моторе (сокращенно GMC), которой в те времена частично принадлежала чикагская фирма Еллоу трак энд коуч. Ей и поручили выпуск трехосок. Производство машин началось с января 1941 года. Они базировались на узлах и агрегатах коммерческих грузовиков GMC и обозначались как тип СОЕ (сокращение от Cabine over engine кабина над двигателем}. В сентябре того же года фирма подписала контракт и на производство грузовиков с обычной компоновкой, то есть с кабиной, расположенной позади двигателя, что, как известно, обеспечивает лучшее распределение веса по осям и, следовательно, более высокую проходимость. Вскоре спрос на такие автомобили намного превысил производственные возможности фирмы. Пришлось делиться с другими. Выбор пал на известную фирму Студебеккер. Ее основатели братья Генри и Клем Студебеккеры, выходцы из голландских поселенцев, еще в середине прошлого века организовали в США производство повозок для армии. Первые опыты с автомобилями фирма начала в 1897 году, а через семь лет нагадила их серийное производство. В середине 30-х годов фирма входила в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, однако и в 30-е годы она еще не фигурировала в числе поставщиков армии США. С началом второй мировой войны положение изменилось. Во французскую армию была поставлена большая партия трехтонных студебеккеров серии К-30. А вскоре последовал заказ и на трехосные машины. Эти армейские автомобили L3-6, за выпуск которых фирма взялась в конце 1941 года, несколько отличались от машин GMC, прозванных джимми, формой капота и крыльев. И, самое главнее, на них устанавливался совершенно другой двигатель нижнеклапанный Геркулес JXD рабочим объемом 5,24 л вместо верхнеклапанного 4,42-литрового мотора CMC-270. Поэтому было решено основным грузовиком армии США сделать джимми, а студебеккеры, как не вполне стандартные, отправлять в армии союзников. В 1943 году к выпуску студебеккеров подключилась еще одна фирма REO, названная так в честь своего основателя, конструктора Р. Е. Олдса. Всего за годы войны выпустили свыше 197 тысяч грузовиков типа студебеккер; большое количество их было поставлено в СССР. Часть машин поступала в разобранном виде, и их сборку осуществляли на автопредприятии ЗИС в Москве. Семейство грузовиков Студебеккеров US-6 включало почти полтора десятка модификаций от U1 до U13. Машины U6, U7 и US имели неведущую переднюю ось (колесная формула 6Х4), а все остальные модели были полноприводными (6Х6). Автомобили выпускались как с длинной 4120 мм, так и с короткой 3760 мм колесной базой. Часть из них оснащались лебедками, на некоторых вместо металлической платформы устанавливали деревянную. Кроме этого, выпускались самосвалы, цистерны-заправщики и седельные тягачи. За время войны фирма Студебеккер разработала также два опытных образца специальных низкосилуэтных грузовиков LD 6Х6 и LB 6Х6. Интересно, что у последнего для снижения общей высоты сиденье водителя было размещено сбоку рамы. Однако эти машины так и остались экспериментальными. В Красной Армии чаще всего применялись длиннобазные студебеккеры типа US-6 с цельнометаллическими кабинами. Такая машина в варианте без лебедки с колесной формулой 6Х6 весила 4505 кг. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения развивал мощность 95 л. с. при 2500 об/мин. Максимальная скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе, запас хода составлял 390 км. Во фронтовых условиях студебеккеры (или, как их еще называли, студеры) зарекомендовали себя достаточно надежными и прочными машинами. Хотя их номинальная грузоподъемность составляла 2,5 т, по дорогам с твердым покрытием они успешно перевозили до 5 т. Правда, в отличие от наших грузовиков, они требовали более качественных топлива и смазки. Новыми для советских автомобилистов в студебеккере были пятиступенчатая коробка передач с пятой ускоряющей передачей, двухступенчатая раздаточная коробка без прямой передачи, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем. Нельзя не остановиться подробнее на той особой роли, которую сыграли студебеккеры в нашей реактивной артиллерии. Первые серийные катюши БМ-13 монтировались на шасси трехосных грузовиков ЗИС-6 (6Х4). Позже для этой же цели использовались и другие шасси: легкие танки Т-60, транспортные тракторы СТЗ-5, импортные грузовики GMC, шевроле, интернэйшнл и прочие. Чтобы покончить с разнобоем, в апреле 1943 года взамен десяти разновидностей был принят на вооружение унифицированный об резец БМ-13Н (индекс Н означал нормализованный). Базой для него выбрали студебеккеры. На них монтировали И другие советские реактивные системы залпового огня: 82-мм БМ-8-48, 132-мм БМ13СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало кучность стрельбы) и, наконец, 300-мм БМ-31-12 самую мощную реактивную установку того времени, прозванную на фронте андрюшей. На Курской дуге и под Корсунь-Шевченковском, в Белоруссии и Польше, под Берлином и Прагой наши воины на студебеккерах-ракетоносцах громили ненавистного врага. Цитата
Биг Брат Опубликовано: 8 февраля 2005 Жалоба Опубликовано: 8 февраля 2005 Действительно интересная тема. Хотелось бы еще узнать кто делает модели Студеров. Ссылку на одного из производителей я даю ниже (сайт "Автомодельное бюро"): http://denisovets.narod.ru/news.html Цитата С Уважением,Борисhttp://forum-lines.ru/rez/ab229549.gif
fireman Опубликовано: 29 июля 2005 Жалоба Опубликовано: 29 июля 2005 Уважаемые коллеги!С удовольствием "внесу свою лепту" в развитие данной темы. Тем более, что располагаю кое-какой инфо по данному вопросу. Т.к. US6 выпускались от U1 до U13 мод-ций, то предлагаю выкладывать материалы в той-же последовательности (так сказать, чтобы не было путаницы). Таким образом, на мой взгляд, можно как-то систематизировать инфо по данной машине.Предлагаю также делать паузы после каждой мод-ции, чтобы дать возможность желающим внести свои дополнения/уточнения.С уважением Александр! Цитата
fireman Опубликовано: 29 июля 2005 Жалоба Опубликовано: 29 июля 2005 Итак, по порядку: Первая модификация US6-U1. Колесная формула 6х6. Была выпущена в 1941 году в количестве 425 шт.. Имела короткую базу - 3760мм и, соответственно кузов. В автомобильных источниках в качестве габаритных размеров практически всегда приводится длина US6-U3 равная 6325 мм. Покопавшись в источниках, обнаружил величину 5400 мм. Однако, на мой взгляд, эта цифра не верна и требует уточнения!!! И вот почему: величина заднего свеса у обоих модикациях должна быть приблизительно одинаковой. При сравнении разницы баз и габаритов получается явный перекос!!! На предлагаемых мною фото, машина имеет деревянный кузов, хотя в литературных источниках, как правило, указывается на унифицированный металлический.Еще вызывает вопрос расположение бензобака на данной мод-ции. За кабиной на правом лонжероне он не помещался; логично допутить, что он находится сзади по центру за кабиной. Но тогда не видно заправочной горловины? Короче, тут есть вопросы!!! US6-U1.Вполне возможно, что данная мод-ция не поставлялась в СССР по соглашению о Ленд-Лизе. Отсюда и малая известность об U1 в соотв. фотоиллюстрациях и т.п. источниках...еще фото U1 Цитата
fireman Опубликовано: 29 июля 2005 Жалоба Опубликовано: 29 июля 2005 (изменено) ...Явным визуальным отличием этой мод-ции от U3, является установка запасного колеса/колес за кабиной, т.к. из-за короткой базы оно не помещалось за кабиной справа на раме. Вместо этого устанавливался инструментальный ящик. Изменено 29 июля 2005 пользователем fireman Цитата
fireman Опубликовано: 30 июля 2005 Жалоба Опубликовано: 30 июля 2005 Studebaker US6-U1Мне пока не удалось видеть образцы модельной продукции этой модификации. Кто-то может дополнить выложенную инфо по U1?Впрочем модератор всегда сможет вставить дополнения в нужное место Цитата
fireman Опубликовано: 30 июля 2005 Жалоба Опубликовано: 30 июля 2005 (изменено) Studebaker US6-U2Модификация U2. Колесная формула 6х6. Была выпущена в 1941 году в количестве 779 шт. Имеет короткую базу, равную 3760мм. Отличается от U1 наличием лебедки. Вследствии этого имеет иной формы, более мощный бамбер, с вырезом снизу (для возможности работы тросса). Он выдвинут несколько вперед от решетки радиатора. Крепится более мощными металлоконструкциями, несколько расширяющимися от лонжеронов к бамберу. Длину этой машины мне пока не удалось найти, равно как и U1. Изменено 30 июля 2005 пользователем fireman Цитата
fireman Опубликовано: 30 июля 2005 Жалоба Опубликовано: 30 июля 2005 На последнем фото - модель US6-U2. Сейчас я буду вдаваться в обсуждение данной модели. Мне кажется, это можно сделать впоследствии, при анализе модельной продукции разных фирм-производителей. (возможно, у кого-либо есть дополнения к данной модификации?) Цитата
Александр Литовский Опубликовано: 1 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 1 августа 2005 Нашол интересный сайт по Студерам http://www.autogallery.org.ru/gstuder.htm Описываютса размеры/разницы между разними вариантами US6 Цитата Часть моей коллекции
fireman Опубликовано: 1 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 1 августа 2005 Спасибо, Саша! И где только не ступала моя..... "мышка"!!! Цитата
Александр Литовский Опубликовано: 9 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 9 августа 2005 2 чертежа US6 Цитата Часть моей коллекции
fireman Опубликовано: 9 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 9 августа 2005 Спасибо, Саша! Это из Моделиста-Конструктора (но там есть ряд неточностей: в частности - при вычислении длины базы получается 4060мм. По достоверным данным длинная база равна 4120мм!!!) Цитата
arkan Опубликовано: 9 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 9 августа 2005 давольно давно мне попался грузовик от solido 1/50 на коробке было написано 'GMC marins pompiers' с лодкой в кузове.тогда ещё ничего не знал про него .решил что это Студебекер.потом начал собирать про него информацию узнал что это GMC cckw-352.и его история не менее интересная .если кого интересует то могу написать Цитата
fireman Опубликовано: 9 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 9 августа 2005 Я уж обрадовался, наконец-то! Студеры заинтересовали.... По GMC можно открыть новую тему. У меня тоже по ним хватит на целый цикл, но меня не хватит!!!! Цитата
arkan Опубликовано: 9 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 9 августа 2005 каждая модель которая которя ко мне попадает прежде чем попасть на полку должен знать её историю тех. данные.про студеры я знаю очень мало и читаю с большим удовольствием. спасибо за интересную тему. :) Цитата
fireman Опубликовано: 10 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 10 августа 2005 (изменено) Studebaker US6-U3Итак, U3. Пожалуй, не найдется человека, который не видел-бы на фото эту модификацию. Наиболее распространенная из всего семейства. Я не буду подробно останавливаться на описании этой мод-ции. В основном, все, что написано про Студер - это про нее.Выпускалась с июня 1941 г. по август 1945 в количестве 81535 шт. плюс, подключенная REO c 1944 по 1945 в количестве 22204. Всего в СССР было передано 152000 таких машин разными путями и в различном виде (машинокомплекты, готовая продукция....)Кратко ТТХ:Колесная формула - 6х6; база - 4120; длина - 6366; ширина 2240; высота (по тенту) - 2700.В основном, эти модификации использовались в СССР как: артиллерийские тягачи, для перевозки личного состава, а также как базовое шасси для установки на них реактивной артиллерии.В других странах на этом шасси устанавливались также различные цистерны (2 фото), спецкузова и др. оборудование. Есть образцы и пожарной техники! Изменено 10 августа 2005 пользователем fireman Цитата
fireman Опубликовано: 10 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 10 августа 2005 Также по др. информации на этом шасси в СССР выпускались бензозаправщик БЗ-35S, а также оборудование, полностью соответствующее установленному на пожарной автоцистерне ПМЗ-2. Еще нужно дополнить, что кроме кабин, привычной нам формы, на Студеры устанавливалась кабина упрощенной формы с прямоугольным передним ветровым стеклом, брезентовыми боковинами и пр. Возможно, отсюда бытовало мнение, что это машины пр-ва REO. Однако это не так! Цитата
fireman Опубликовано: 10 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 10 августа 2005 Вот некоторые иллюстрированные примеры интересного использования данного шасси: на ч/б фото газогенераторная машина, эксплуатируемая на..... Аляске; на др. фото - Австралия (клубная коллона) Цитата
fireman Опубликовано: 10 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 10 августа 2005 (изменено) Использовать эту машину не "брезговали" и немцы...И вот, тому подтверждение - ее возможности!!!Alorg: Студебекер US6-U3 любят ВСЕ. На фото толпа поклоников из немецкого вермахта. Наверное за шнапсом торопятся... Изменено 12 августа 2005 пользователем dragon_fly Цитата
dragon_fly Опубликовано: 10 августа 2005 Жалоба Опубликовано: 10 августа 2005 Использовать эту машину не "брезговали" и немцы...И вот, тому подтверждение - ее возможности!!!10965[/snapback]Левая фотка почему-то открывается не полностью :) Цитата Мои продажи на МЕШОК и ScaleBay
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.