колесо Опубликовано: 21 января 2005 Жалоба Опубликовано: 21 января 2005 Нарастающий слитный гул форсированного двигателя и мимо восторженных зрителей серебристой ртутной каплей проносится аппарат, который сразу и не назовешь автомобилем. А через несколько минут становится известно, что заезд оказался рекордным московский гонщик, инженер Александр Пельтцер, на. машине собственной конструкции Звезда-1 прошел один километр с ходу со скоростью 139,6 километра в час! Всесоюзное достижение! Всего-то? удивится избалованный скоростью современный читатель. Да это и для жигуленка не предел! Но давайте оставим скепсис. Ведь рабочий объем цилиндров двигателя Звезды составлял всего 350 см3 вчетверо меньше, чем у современных малолитражек. Счастливой оказалась судьба автомобиля Александра Пельтцера. Звездный дождь рекордов сопровождал всю ее долгую спортивную жизнь. После установления па этой машине в 1946 году первого всесоюзного рекорда в августе 1947 года инженер-испытатель мастер спорта А. Понизовкин побивает рекорд 146,938 км/ч, принадлежавший ранее итальянцу Р. Чекини, выступавшему на машине Мошерино. Но резервы совершенствования Звезды на этом исчерпаны не были. Дальнейшая работа по регулировке и доводке двигателя позволила в еще большей степени форсировать его и улучшить скоростные качества этой машины. И вот 13 августа 1949 года А. Понизовкин вступил в борьбу за еще один мировой рекорд скорости на дистанции один километр с ходу итальянца Д. Дурани (169,170 км/ч). Попытка оказалась неудачной, хотя советскому гонщику удалось вплотную приблизиться к этому показателю. Звезда-3 достигла скорости 164,158 км/ч. Затем еще одна попытка, и на этот раз она оказалась успешной: 19 августа 1949 года Звезда-3 установила новый мировой рекорд 172, 827 км/ч. Ходовые качества Звезды оказались настолько высокими, что было решено попробовать машину и на другой пятикилометровой трассе. В 1951 году, используя двигатель класса 350 см3, гонщик А. Подкутев показал на этой дистанции скорость 167,754 км/ч, что на 12 км/ч превысило прежнее мировое достижение. Следующий год 1952-й можно смело называть годом Звезды: водитель-испытатель А. Амбросенков установил на этой машине последовательно девять всесоюзных рекордов в трех классах 250, 350 и 500 см3. Важнейшим, пожалуй, можно назвать финиш заезда на один километр с ходу в классе 350 см3. Скорость, показанная в нем, составляла 215,182 км/ч, что на 2 км/ч превышало мировой рекорд в данном классе! Мировой рекорд был установлен и в классе 250 см3 189,473 км/ч. Многочисленные выдающиеся достижения Звезды и ее модификаций явились закономерным результатом работы выдающегося инженера, а его машина уникальной конструкции стала первенцем советского спортивного автомобилестроения. Александр Иванович Пельтцер начал свою автомобильную карьеру на строительстве Нижегородского (ныне Горьковского) автомобильного завода. Там же разрабатывал он и первые отечественные газогенераторы, а перед самым началом Великой Отечественной войны вместе с единомышленниками А. Понизовкиным и Н. Титовым установил всесоюзный рекорд скорости на легковой машине с... газогенератором. Еще тогда задумал инженер создать специальный гоночный автомобиль. Но воплотить свою мечту в жизнь он сумел только после Победы... Шесть месяцев заняло проектирование Звезды, и всего три собственно постройка. Машина была весьма тщательно проработана с точки зрения аэродинамики: кузов ее напоминал сплющенную, прижатую к земле каплю. На его поверхности находились четыре выпуклых обтекателя, прикрывавших колеса сравнительно большого диаметра. В совершенно гладком днище имелось четыре выреза под колеса. Это также было необычным раньше автоконструкторы даже на аэродинамически совершенных автомобилях не облагораживали скрытую от глаз (но не от набегающего потока) часть корпуса. Кузов был спроектирован сужающимся к хвостовой части, и поэтому колею задних колес пришлось сделать более узкой, чем передних. Силовой агрегат двигатель и трансмиссию разместили за сиденьем гонщика. Оригинальной была система охлаждения мотора: чтобы избавить машину от воздухозаборника радиатора, портящего аэродинамику, на Звезду установили 25-литровый водяной бак. Все эти меры позволили автомобилю с 30-сильным двигателем развивать скорость до 150 км/ч! Кузов машины собирался из алюминиевых панелей, приклепанных к дюралюминиевому каркасу. Он состоял из двух половин: съемной верхней и жестко связанной с рамой нижней. Подвеска передних колес, рулевой механизм, а также тормоза были от Москвича-400. Подвеску задних колес сделали независимой, на поперечной рессоре. Колеса мотоциклетного типа с 19-дюймовыми обедами. Двигатель от гоночного мотоцикла ДКВ-УЛ350, двухтактный, двухцилиндровый, с водяным охлаждением и поршневым нагнетателем. Он имел так называемую двухпоршневую схему Цоллера. Два цилиндра объединяла общая камера сгорания. Поршень, ходивший в одном из цилиндров, управлял открытием и закрытием впускных окон. Поршень другого командовал выпускными. Кинематика кривошипного механизма давала возможность при ходе поршней вверх сначала перекрыть выпускные окна, а чуть позже перепускные. Это позволяло подавать горючую смесь в цилиндры под давлением. В них поступал больший по объему заряд горючей смеси, увеличивая мощность двигателя. В 1947 году в автомобиль внесли ряд усовершенствований, и он получил название Звезда-2. У него улучшили аэродинамику кузова, установили новую коробку передач, а поршневой нагнетатель заменили лопаточным. Мощность двигателя увеличили с 31 до 42 л. с. В 1949 году появилась Звезда-3, где вместо зарубежного мотора был установлен отечественный с аффективным коловратным нагнетателем, прямоточным советским карбюратором Ленкараз, центробежным водяным насосом и термостатом. Мощность нового мотора составляла 47 л. с., позже 5052 л. с. Иной стала трансмиссия. Теперь двигатель располагался не поперек, а вдоль машины, отсутствовала цепная передача. Весь силовой блок скомпоновали по традиционной автомобильной схеме: двигатель главная передача коробка передач, что делало агрегат компактным и легким. В результате Звезда-3 стала легче Звезды-1 почти на 155 кг, хотя форма ее кузова практически не изменялась. Уменьшился размер колес они получили 16-дюймовые обода. В 1950 году масса новой гоночной машины Звезда-3М снизилась до 500 кг благодаря более эффективному нагнетателю, усовершенствованию системы охлаждения, применению рулевого механизма от Победы. К сожалению, высокофорсированный двухтактный двигатель Звезды-3М часто выходил из строя. Его детали не выдерживали тепловой перегрузки, и расчетная мощность автомобиля достигалась лишь на стенде, а не на гоночной трассе. Работы по дальнейшему усовершенствованию Звезды проводились в бюро скоростных автомобилей НАМИ, где в 1951 году была сконструирована Звезда-М-НАМИ. Повысилась надежность ее двигателя, рабочий объем которого стал 342 см3, построили и 368-кубовый вариант, позволявший выступать в спортивном классе до 500 см3. Оба развивали мощность 5861 л. с. при частоте вращения вала 6800 об/мин. Разрабатывались и более совершенные модели, например, Звезда-5, значительно отличавшаяся от своих предшественниц и формой кузова, и ходовой частью. Она стала родоначальницей нового типа советских гоночных автомобилей, среди них знаменитые Звезда-6, Дзержинец и Харьков Л-250, не раз выходившие на штурм рекордов скорости. Цитата
dragon_fly Опубликовано: 21 января 2005 Жалоба Опубликовано: 21 января 2005 Спасибо за обзор. К своему стыду - не знал о существовании такого авто. Жаль, что для этого авто не нашлось места в "реальной" жизни, наверное, не то место и не то время :) Цитата Мои продажи на МЕШОК и ScaleBay
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.