колесо Опубликовано: 7 декабря 2004 Жалоба Опубликовано: 7 декабря 2004 Wanderer и по-немецки, и по-английски означает «странник», «скиталец»: для колесных транспортных средств наименование самое подходящее. Марок со сходным значением на исходе позапрошлого века, в эпоху велосипедного бума и становления автомобильной промышленности, возникало великое множество, Rover, Rambler, Roamer, Ranger и так далее. Следует, правда, отметить несколько различную коннотацию этих названий: «rambler» и «wanderer» вот именно что скитаются, без какой-либо определенной цели, а «roamer», «rover» и все прочие такую цель иметь вполне могут пусть она и не задана явно. Так что они все же скорее «путешественники», чем «странники». Название Wanderer выбрал в качестве торгового наименования для своей продукции некий Иоганн Винкльхофер, сын мюнхенского пивовара. Начинал он пятнадцати лет от роду простым токарем, потом заделался коммивояжером и с 1883 года занимался реализацией велосипедов английской фирмы Rudge примитивных машин типа «penny-farthing» с огромным передним и крохотным задним колесами. По ходу этой своей деятельности он познакомился со своим будущим компаньоном Р. Янике, и пару лет спустя молодые люди открыли в саксонском городе Хемнице мастерскую по ремонту велосипедов всех систем. Двухколесные машины тогда были хлипкими, ремонта требовали часто, причем серьезного; заказов у мастерской Winklhofer & Jaenicke было много, вырученные деньги поневоле приходилось вкладывать в приобретение нового инструмента и оборудования, так что очень скоро мастерская оказалась оснащена на уровне приличного велозавода, каким она в конечном счете и стала. В самом начале 1887 года, сразу после новогодних праздников, продукции новой фирмы было официально присвоено название Wanderer, хотя сама она по-прежнему носила шикарное и длинное, словно дворянский титул, наименование Chemnitzer Velociped-Depot Winklhofer & Jaenicke. Только лет через девять, после акционирования и постройки нового производственного корпуса в ближнем пригороде Шёнау, название предприятия наконец совпало с торговой маркой его продукции: компания стала называться Wanderer Fahrradwerke AG. По тогдашним понятиям мотоцикл отличался от велосипеда только наличием мотора, каковой не замедлил появиться на двухколесных машинах Wanderer уже в 1902 году: это был простенький одноцилиндровый двигатель мощностью всего в полторы лошадиных силы. К этому времени ремонтно-механический цех предприятия обладал способностью самостоятельно изготавливать любую необходимую производственную оснастку вплоть до некоторых станков, в связи с чем он был выделен в самостоятельное станкоинструментальное подразделение, а кроме того, фирма приняла к производству еще и такое сложнотехническое изделие, как пишущая машинка. Серийный выпуск этих в высшей степени полезных устройств начался в 1904 году, а в продажу они поступали под маркой Continental, но тем не менее каждая была украшена логотипом компании Wanderer, вытянутой по горизонтали латинской буквой W, украшенной по бокам стилизованными «крылышками». Следующим шагом совершенно определенно должен был стать автомобиль. Самое первое авто под маркой Wanderer увидело свет в 1905 году. Это была двухцилиндровая открытая машина вполне традиционной конструкции, построенная в одном-единственном экземпляре. Прототип этот, кстати говоря, уцелел, и выставлен он сейчас в Ингольштадте, в экспозиции тамошнего музея Audi (см. АР № 17, 2001), но до серийного производства его решили не доводить, поскольку подобных моделей на немецком рынке уже хватало и без него. Правильно сделали, между прочим: уже в следующем году новое налоговое законодательство в значительной мере изменило структуру спроса на автомобили, сделав более крупные машины менее выгодными как в производстве, так и в эксплуатации, «прихлопнув» попутно целый ряд производителей таких машин и вызвав к жизни целую волну разнообразной автомобильной мелкоты. Именно такой автомобиль и заложили проектировщики компании Wanderer, маленький, двухместный, однако четырехцилиндровый. Машина была готова к августу 1912 года и как раз находилась на заводских испытаниях, когда фирме предложил свою собственную конструкцию один молодой и способный инженер из Эльзаса. Конструкция эта была приличной и довольно-таки перспективной, но в Шёнау были до такой степени уверены в преимуществах своего собственного проекта, что отказали молодому человеку прямо с порога. Молодой человек, а звали его, между прочим, Этторе Бугатти, пожал плечами, повернулся и ушел. Предложенная им конструкция, конечно же, не пропала втуне: ее приняла к производству французская компания Peugeot, и теперь всякий желающий может увидеть ее в московском Политехническом музее, совершенно верно, это знаменитый Peugeot Bebe. А первый легковой Wanderer, вполне успешно прошедший все испытания, был в следующем году благополучно запущен в серию и заслужил у широкой публики ласкательное прозвище Puppchen «куколка». Отличительной особенностью этой модели была ее узкая колея, не позволившая расположить два наличествующих пассажирских места рядом. Пассажира пришлось усадить за спиной водителя, как на мотоцикле, но зато и руль располагался точнехонько на продольной оси машины. Простенькая двенадцатисильная машинка простояла на производстве добрых пятнадцать лет, обзаведясь за это время и тремя лишними «лошадями» под капотом, и трехместным кузовом, сиденья в котором располагались «в шахматном порядке», и даже буквенно-цифровым индексом согласно вновь принятой номенклатуре моделей, W 3. На протяжении первой половины 20-х годов, то есть непосредственно после поражения Германии в первой мировой войне, автомобили Wanderer оставались малогабаритными, малолитражными и экономичными, другие просто были бы немцам не по карману. Часть машин поставлялась в варианте с закрытым грузовым кузовом, эти развозные фургончики для оперативной доставки мелких партий груза оказались как нельзя кстати в условиях восстановления разрушенного войною хозяйства. Однако уже после 1925 года в продажу начали поступать модели более крупные и солидные, с шестью цилиндрами под капотом вместо четырех. В фирме не забыли казуса с Этторе Бугатти и постарались привлечь к созданию линейки новых шестицилиндровых моторов самые лучшие силы, какими тогда располагала Германия. И преуспели: работы по двигателям возглавил не абы кто, а сам Фердинанд Порше. Был построен и введен в эксплуатацию еще один автомобильный завод, в другом пригороде Хемница, Зигмаре; подразделение по выпуску оргтехники добавило к пишущим машинкам еще более сложные счетные, а от выпуска мотоциклов решено было под самый конец двадцатых отказаться вообще. Компании предстояло в скором времени войти в состав новообразованного крупного концерна, лучше приспособленного к существованию в условиях неустойчивой межвоенной экономики, и переместиться в нишу, отведенную автомобилям среднего класса. Производство мотоциклов с этой позицией как-то не увязывалось. Производственное объединение Auto Union замышлялось как немецкий а точнее говоря, саксонский аналог заокеанского автогиганта General Motors, с четко выстроенной иерархической структурой марок и моделей, чтобы потребитель, купивший себе в молодые годы мотоцикл с коляской, мог бы по мере повышения личного (или семейного) благосостояния, не обращаясь к предприятиям-конкурентам, приобрести себе сперва недорогую малолитражку, потом просторное и надежное семейное авто, а затем если средства позволят и роскошный лимузин, в котором не зазорно будет появиться на людях. Мотоциклы и малолитражки должна была строить фирма Расмуссена в Цшопау, автомобили среднего класса компания Wanderer, объединившая свои усилия на данном поприще с фирмой Audi в соседнем Цвиккау, а роскошные лимузины предполагалось сделать компетенцией предприятия Horch, располагавшегося в том же Цвиккау. Объединение четырех предприятий в единый концерн завершилось к концу июня 1932 года; среди машин Wanderer, стоявших к этому моменту на производстве, был представленный на наших иллюстрациях закрытый автомобиль серии W 22 с сорокасильным рядным мотором о шести цилиндрах по проекту Фердинанда Порше. На данной модели задняя ось была выполнена качающейся, хотя передний мост оставался неразрезным еще года три. Во всех прочих отношениях конструкция ходовой части была вполне традиционной для немецкого автомобиля тех времен. Показанный здесь четырехдверный седан по немецкой кузовной номенклатуре числился «лимузином», то, что именуется лимузином у нас, в Германии следовало обозначать как «пульман-лимузин»: с шестью боковыми окнами вместо четырех, с перегородкой в кузове и двумя откидными местами. Такой вариант в серии W 22 тоже предлагался. Вообще выбор типов кузова был довольно широк, благо рамная конструкция позволяла: имелись кабриолеты с двумя дверями и с четырьмя, закрытое купе на две персоны и даже грузопассажирский вариант на вид точь-в-точь шестиоконный престижный «пульман», только с дверцей в задней стенке кузова и с задним диваном, который можно было, откинув спинку, уложить плашмя на пол. Кузова для машин Wanderer делались и на самом заводе-изготовителе, и на предприятии Horch в Цвиккау, и силами сторонних поставщиков, кузовостроительных мастерских и именитых ателье вроде дрезденской фирмы Glaeser, а иногда за подобные заказы брался даже кузовной участок фирмы Daimler-Benz в Зиндельфингене: он частенько бывал недозагружен и, чтобы не простаивать, работал на сторону. Как всегда случается в крупных автомобилестроительных объединениях, машины разных марок, образовавших такую корпорацию, со временем начинают все более и более походить друг на друга. Причиной тому элементарное желание сэкономить на производственных издержках, максимально унифицируя линейку моделей по комплектующим. Уже в 1936 году был впервые продемонстрирован закрытый цельнометаллический кузов, равно пригодный для применения на автомобилях Wanderer, Audi и Horch; предвоенный DKW F 9 (1939 г.) выглядел сильно уменьшенной в размерах, но довольно точной копией машины Horch 930 S, и не приходится сомневаться в том, что, не случись второй мировой войны, все без исключения машины Auto Union обрели бы уже к середине сороковых годов единый «корпоративный стиль» сродни фордовскому, когда автомобили всех четырех марок выглядят сошедшими с одного и того же кульмана, а отличают их друг от друга лишь текстура фальшрадиаторной облицовки да прикрепленная на ней фирменная эмблема Но, как мы знаем, история рассудила иначе и в результате город Хемниц на долгие годы стал Карл-Маркс-Штадтом, а объединение Auto Union приказало долго жить. Вместе с автомобильной маркой Wanderer: в отличие от трех остальных она после войны так и не возродилась. 1 Цитата
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.